Печать

Роберт Д. Хейл. Книжный рынок: розничная торговля

Через 25 лет, после того как отцы-пилигримы высадились на Плимутских скалах, в деревушке Бостон, в 40 милях к северу, уже насчитывалось около тридцати книжных лавок, причем торговали в них не только религиозными трактатами, но и сотнями других книг, ввозимых преимущественно из старой доброй Англии. В иной из лавчонок ассортимент порой превышал тысячу названий.

Хезикайя Ашер не был, конечно, первым книгопродавцем Америки по порядку номеров, — он завоевал это звание тем, что первым добился быстрого и крупного финансового успеха на ниве книжной торговли. Более того, он позаботился и о будущем, подготовив себе достойного преемника — своего весьма честолюбивого сына Джона, который, вступив в дело, значительно его развил и расширил. Ашеры — это типичный образец раннего книготоргового предпринимательства в Соединенных Штатах, когда владельцы книжных лавок начинали с импорта книг из Европы, как, впрочем, и многих других товаров, а затем постепенно перешли к собственному книгоизданию. Произведения, написанные уже на американской почве, печатались и на американских машинах. Первое же издание, выпущенное Ашером (это была книга с духовными наставлениями для детей, написанная гарвардским библиотекарем Джоном Коттоном), привело к определенной «конверсии» традиции — теперь книги, отпечатанные в Америке, экспортировались в Англию и продавались там так же, как в колониальном Бостоне.

Рост рыночного потенциала за счет производства книг розничными торговцами постепенно становился повседневной практикой. Обычно «технология» была такой: книгопродавец формулировал тему, на которую можно было написать произведение. Затем нанимали «борзописца», превращавшего тему в рукопись и получавшего за это некоторую сумму в виде вознаграждения. Попадались, конечно, и рукописи, бывшие плодом раздумий над смыслом жизни и желания поделиться ими с остальным человечеством. В этих случаях, если книготорговец-издатель принимал книгу к производству, рукопись покупали у автора «на корню», после чего он практически исключался из всех дальнейших процессов и расчетов. Конкуренция между книготорговцами кипела, как правило, лишь вокруг названий и практически не касалась ни цен, ни мест продажи. Сражения между издающими розничниками велись главным образом за право первыми выложить книгу по интересующему публику вопросу на прилавок, обойти конкурента в борьбе за покупателя.

В конце концов издающие книготорговцы поняли еще одну вещь: объемы продаж можно наращивать, продавая изданные ими книги и в других магазинах. Причем желательно, чтобы эти магазины находились на известном расстоянии от их собственных лавок. К тому времени уже получил развитие институт коммивояжеров, которые развозили книги по отдаленным сельским районам. Теперь им поручили продавать книги владельцам книжных магазинов. Тогда, как и в наши дни, новые книги продавались еще до их официальной публикации, вместе с книгами из беклиста они предлагались покупателю в списке, где приводились библиографические описания по каждому названию. В те населенные пункты, куда коммивояжеры не заезжали, списки высылали по почте и адресовали как книжным магазинам, так и отдельным гражданам, известным своим пристрастием к книге и чтению.

Возврат к списку




5 плюсов работы с крупной типографией

  • -новейшее оборудование

  • -заказ «сегодня на сегодня»

  • -сопровождение он-лайн

  • -любой тираж

  • -гибкие цены


Наш адрес:

305004, Курск, ул. Ленина, 76

Телефоны:
(4712) 564429
(4712) 510302
(4712) 562917

Факс:
(4712) 562917

zakaz@mup-kgt.ru