Печать

Права на коммерческое использование

Права, связанные с мерчендайзингом, или коммерческим использованием, представляют собой особую сферу приложения сил. Они не проявляются сразу, вместе с публикацией книги, однако затем, в благоприятной ситуации, их использование может дать ощутимый коммерческий результат.

Классическое применение этих прав мы видим в использовании некоторых персонажей книги для продвижения другого, некнижного потребительского (коммерческого) продукта. Вспомним хотя бы, как широко используются образы героев мультфильмов, таких, как Арахис Пинат, или различные действующие лица из фильмов Уолта Диснея. В книгоиздании реализация коммерческого права состоялась сравнительно недавно, когда литературный образ ковбоя Опалонга Кассиди, созданный за 40 лет до этого, был перенесен на экран студией «Голливуд Б» в многосерийном фильме с Уильямом Бондом в главной роли. Несколько лет спустя фильм был возрожден, но уже на телевидении, после чего началось триумфальное шествие ковбойской атрибутики Опалонга Касс ид и — одежды, пистолета с кобурой и портупеей, посуды и многого другого, что только может подсказать воображение. И все это было адресовано детям. Издательство «Даблдей», первый издатель книг о Кассиди, получило лишь мизерный процент от коммерческих доходов, размеры которых исчислялись астрономическими цифрами.

Еще реже случаи использования книги для сценической переработки, хотя некоторые нашумевшие спектакли на Бродвее, такие, например, как «Звуки музыки» или «Король и я», были сделаны по инсценировкам книг. Тем не менее невзирая на эти блестящие примеры, в отношении прав на переработку произведения для исполнения «на театре» действует оригинальное правило: такие права не продают, их покупают. Другими словами, инициатива в совершении сделки исходит не от продавца, а от покупателя. Правда, трудно вообще сказать, кому в театральном мире издатель мог бы предложить книгу для адаптации на сцене, не рискуя остаться гласом вопиющего в пустыне. Театральные продюсеры ничего не делают, чтобы побудить издателей посылать им свои новые книги. И причина этого в одном: у них столько материала, написанного специально для театра драматургами, что пополнять репертуар из другого источника у них нет никакой необходимости. Это отнюдь не значит, что театральные продюсеры вовсе не читают книг или что они, как и другие деятели театра, дали зарок никогда не инсценировать книги. Просто мы хотим подчеркнуть, что в данном случае покупатели обычно ищут продавцов.

Как и на инсценирование или экранизацию, на театральные адаптации книг заключаются довольно сложные по условиям контракты, поэтому их подписание рекомендуется согласовывать с квалифицированными экспертами-юристами.

Права на коммерческое использование редко опираются на материал самой книги. Сначала литературный материал должен стать визуальным, то есть адаптироваться к зрительному восприятию. Поэтому речь идет о коммерческом использовании популярных, любимых персонажей из кинофильмов, телевизионных шоу, серий мультфильмов или комиксов. Исходя из этого, в контракты на право экранизации (в кино или на телевидении) важно включать специальные пункты, предписывающие отчислять автору и издателю определенную часть доходов от коммерческого использования образов литературных персонажей книги.

Работа с правами на коммерческое использование обычно сводится к принципу «все или ничего». Если в книге издателя вдруг появилась какая-нибудь изюминка, сулящая барыши при соответствующей «коммерциализации», от клиентов не будет отбоя. Но стоит этой изюминке устареть, выйти из моды, стать объектом насмешек — и право использования никто не возьмет и даром.

Возврат к списку




5 плюсов работы с крупной типографией

  • -новейшее оборудование

  • -заказ «сегодня на сегодня»

  • -сопровождение он-лайн

  • -любой тираж

  • -гибкие цены


Наш адрес:

305004, Курск, ул. Ленина, 76

Телефоны:
(4712) 564429
(4712) 510302
(4712) 562917

Факс:
(4712) 562917

zakaz@mup-kgt.ru